Интервью Чепурко Ирина Александовна
Ирина Александровна Чепурко: «Литературный клуб «Радуга» объединяет мыслящих, читающих, пишущих»
«Актуальное интервью» с автором сборников стихотворений и рассказов для детей «Давай послушаем друг друга», «Веснушки на подушке» и других. Лауреатом литературной премии имени К.А.Рябинина. Таврическим поэтом. Куратором литературного клуба для начинающих поэтов и писателей «Радуга».
-Ирина Александровна, когда и как Вы начали работать куратором клуба «Радуга»?
-Первый раз на заседание клуба я попала по приглашению работников библиотеки, уже и не помню какой год 2011 или 2012.
-Расскажите, как возникла идея Литературного клуба?
-Идея не моя, а Рябининки
-Как вы думаете, что именно Литературный клуб дает ребятам, посещающим его?
-Литературный клуб объединяет мыслящих, читающих, пишущих. Так сложилось, что это не только общие интересы, но и теплая, дружеская обстановка, в которой можно почитать свои произведения, поделиться умением декламировать стихи и рассказы любимых авторов или, что немаловажно, быть просто слушателями. Занятия помогают ребятам раскрыться, услышать мнения о своем творчестве ровесников и взрослых. Видно, как авторы взрослеют в своих произведениях с каждым занятием.
-А как проходят заседания клуба «Радуга»? Какие Ваши первостепенные обязанности?
-Изначально клуб «Радуга» собирал детей, пробующих себя в поэзии. Я рассказывала детям об основах стихосложения, но со временем к нам присоединились прозаики. Я, скорее, взрослый собеседник, так как основная работа ложится на Марину Ивановну. Она приглашает детей, находит таланты. Моя задача Быть рядом, поддержать, сказать нужные слова…
-Есть ли какая-нибудь история, которая была связана с клубом «Радуга» и запомнилась Вам, задела?
-На первых заседаниях при прочтении своих авторских «детищ», знакомясь с коллегами по перу, мы, участники клуба, замечали когда у автора не все в порядке с душевным настроем: серость описанной природы, тусклость образов, негатив, надломленность. Где радость? Восторг? Любовь?
Ясно, что подростки делятся своими переживаниями с листком бумаги, но пусть эти произведения будут «лучом света», который вытеснит все плохое из души человека.
Через несколько занятий все заметили и порадовались, когда в стихотворениях появилось описание распустившихся почек, солнечного дня… Автор, как барон Мюнхгаузен, вытащил себя из болота хандры. Для меня лично это было сверхзадачей.
– О чем пишут авторы? Какие темы поднимают в своем творчестве?
-Авторы пишут обо всем: семья, природа, любовь к близким, о понравившихся сериалах и даже в «фентези» просматривается любовь, жажда жизни. Авторы любят своих героев, радуются вместе с ними…
-Каков уровень рукописей, поступающих вам на проверку?
Я не могу оценивать уровень рукописей. У меня высшее техническое образование и любовь к школьному предмету, привитая в школьные годы учительницей. Я несколько раз показывала свои творения омским писателям, поэтам. Они были скупы на какие-то слова. По слушателям понимаю, что им нравится, потому моя задача ознакомиться с творчеством детей, поддержать, обсудить прочитанное и высказать свою точку зрения.
Могу лишь подсказать где «корябает» слух, или выделить «вкусные» моменты. Критиковать легко. Зачем? Пусть пишут, а время само подкорректирует.
Точно могу сказать, что до их уровня мне расти и расти. У них развито композиционное видение описываемого фрагмента. Их не пугает многослойность картины, они подмечают мельчайшие подробности и описывают их.
Слушатели клуба отметили, что хотят почитать книги начинающих авторов, но до книг еще далеко.
-Как понять, писатель ты или нет?
-Мне кажется, что писать могут все, но одним хватает школьных сочинений на уроках, а другим нужен больший размах. Любое мастерство нужно развивать.
-Нужно ли писателям учиться, записываться в мастерские, на курсы? Или можно и без этого справиться?
-Нужно и не потому, чтоб учиться. Азы можно почерпнуть из интернета, книг. На занятиях авторы дышат одним творческим воздухом, говорят на одном языке. Такие занятия насыщают эмоционально и будоражат мысли, заставляя автора работать над собой.
-Где бы вы посоветовали начинающим писателям искать материал для их дебюта?
-Материал для дебюта вокруг нас: смешной случай, произошедший в семье, чувство благодарности к кому-то, взгляд на событие, услышанная фраза…
-Стоит ли кому-то показывать отрывки текста в процессе работы? Или лучше сначала полностью закончить произведение?
-Отрывки произведений нужно показывать, хотя бы для того, что видна реакция при прочтении на данное произведение: нравится и что особенно задело. Когда слышен смех, видны переживания аудитории, то пишущих людей это подталкивает к написанию новых отрывков произведений.
Сужу по себе: меня настолько дисциплинируют восхищенные глазки и открытые рты детворы, что не писать или стоять на месте в творчестве я не имею права.
-Современная русская словесность обновляется беспрерывно: богатый улов приносят социальные сети, ежедневно размещаются новинки в «Журнальном Зале». В каждом из журналов – первого ряда, второго, третьего – можно найти значимые публикации. Авторские вечера наплывают друг на друга. Как за всем этим уследить писателю, не замкнувшись в определённом сегменте? И – надо ли?
-Пишущий человек должен быть разносторонне развит, владеть знаниями во многих областях. Нельзя уходить в творчество, как в «монастырь» и писать «в стол».
Пишем для читателей, интересуемся многим, потому и сидим в «Журнальном зале», изучая публикации (кстати, это один из источников вдохновения. Зацепишься глазами за строчку и уже родилось стихотворение, увидишь картинку и –готовый рассказ). Ненужное само «отсеивается», тем более во многих журналах одна и та же информация предоставляется.
-Интересно узнать ваши предпочтения. Что вы сами читаете и что порекомендовали бы всем?
-Сейчас читаю мало, глаза ленятся. Раньше читала все, кроме фантастики. Люблю детективы, стихотворения.
Так как мои подшефные авторы пишут «фэнтези» придется почитать рекомендованные ими книги.
Очень хочу прочитать книгу 10-летней омички с синдромом Дауна. Услышала отрывки по телевизору, заинтересовалась.
А рекомендовать прочитать могу классическую литературу.
-Какие у вас творческие планы? Уже придумали что-то новое?
Творческих планов нет. Я часто пишу «заказные» стихи к профессиональным праздникам, юбилейным датам, к видеороликам и фотокнигам.
В моей творческой копилке стихи, сказки, рассказы, загадки как для детской, так и для взрослой аудитории. Пробую писать одностишия, двустишия Интересно.
Спасибо вам за интервью! Есть еще что-нибудь, о чем вы хотели бы сказать подписчикам #Рябининки
Всем подписчикам-родителям:
Пусть дети пишут. Умственная деятельность прогоняет мрачные мысли.
Поддерживайте детей или хотя бы НЕ МЕШАЙТЕ!
Современные дети мобильны, эрудированны, умеют отстаивать свою точку зрения. Не цепляйте на них собственные комплексы и гордитесь ими.
Беседовала Ольга Козыряцкая