Интервью с Валентиной Федоровной Степановой
Поэзия будет всегда! Интервью с Валентиной Федоровной Степановой
Продолжаем серию интервью с самодеятельными писателями и поэтами Таврического района.
Наш сегодняшний гость – Валентина Федоровна Степанова (Лауреат литературной премии имени К.А. Рябинина, участник литературного клуба «Поэзия»).
После беседы с ней остаётся теплое, радостное чувство. Хорошо, когда даже на высоком взлёте человек остаётся добрым, отзывчивым, не теряет своих прежних благородных качеств. Именно такой оказалась Валентина Федоровна Степанова. Она и сейчас полна оптимизма, человеческой мудрости и доброй надежды на торжество слова, равно как верит в неистребимую силу поэзии.
-Валентина Федоровна, расскажите, пожалуйста, историю вашего первого стихотворения. Как появилось желание записать свои чувства и мысли в стихотворной форме?
Ответ: Первое мое стихотворение было посвящено нашей родной газете «Таврические новости». Это было в начале 2012 года. В одном из номеров коллективом редакции было высказано пожелание услышать от читателей отзывы о газетных материалах, о возможных замечаниях и пожеланиях. Я решила выразить свое уважение газете в стихотворной форме. Рифмы пришли сами по себе. К слову сказать, газета напечатала мое стихотворение, не изменив ни строчки. Хотя лично меня сейчас смешит выражение «она, как верная тачанка, всегда на выручку спешит»… Т.е. газета с уважением отнеслась к моему творчеству, не обратив внимание на сырость моего стихотворения.
-Как вы считаете, что такое поэзия? Написать в рифму несколько строк может, пожалуй, любой человек. И лишь немногим дано вдохнуть в эти строки жизнь так, чтобы затронуть душу человека. Где проходит грань между зарифмованными строками и поэзией?
Ответ: Поэзия-крылья души, стремление человека и его умение сказать о явлениях природы, о значимых событиях и о себе в емкой поэтической форме. Я не думаю, что любой человек может написать в рифму несколько строк. Некоторые лишены напрочь чувства рифмы. Зарифмованные строчки скорее всего стандартный набор слов, который у всех на слуху. Как говорится любовь-морковь, весна-красна, ушел-пришел, день-тень и т.д.
Буриме- один из видов такой поэзии. Дается стандартный набор слов в рифму. И надо написать стихотворение на заданную тему. Но это тоже поэзия и в буриме можно выразить свои чувства и отношение к происходящему. По крайне мере в конкурсе, на лучшее буриме посвященное Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. г. Омска я заняла I место по Омской области.
Настоящая же поэзия манит, будоражит, заставляет думать, сопереживать и перечитывать…
-XIX век был золотым веком русской поэзии, XX век – серебряным. Как вы думаете, какое место отведено поэзии в XXI веке?
Ответ: Во все времена поэтов оценивали по прошествии некоторого времени. Не все одинаково принимали творчество Маяковского, Блока, Есенина, Цветаевой, Ахматовой. Критиковали, ругали, не замечали… Неоднозначным было отношение и к поэзии Рождественского, Евтушенко, Асадова, Ахмадулиной. Я думаю, что XXI век тоже заявит о себе новыми поэтами, со своим особенным виденьем мира.
Сейчас много людей, пишущих стихи. И это хорошо. А время выберет лучшее. Мне трудно судить, рассудится все потом, через время.
«Лицом к лицу лица не увидать
Большое видится на расстоянии…»
Век XXI будет веком поэзии любым (железным, медным, оловянным), но обязательно с прожилками золота, с золотыми вкраплениями!
-Согласно известному высказыванию, «Пушкин – наше все». А кто из поэтов для вас — «все»?
Ответ: Кумиров нет. Разброс большой. Маяковского люблю за емкие рубленные строчки, за его манеру письма. Блока- за его загадочность, некоторую таинственность, Есенина –за лиричность, Пушкина –за его кажущиеся легкость стихосложения, за близость его поэзии к народным истокам и правде жизни. Есть и наши Омские авторы. Владимир Макаров, Ирина Кижаева.
Жизнь моя, ты надежда и милость.
Ты была и осталась добра-
Накопилось в душе, накопилось
Столько золота и серебра…
-Валентина Федоровна, как происходит таинство рождения стихотворения? Оно сразу приходит к вам «законченным» или случается работать над отдельными строками долгое время?
Ответ: Когда как… Первое время просыпалась среди ночи и старалась сразу записывать слова, иначе утром уже не помнила. Сейчас же более спокойно отношусь к этим порывам. То есть стараюсь писать днем. Кстати, так были «потеряны» несколько стихотворений. Может прийти в голову сразу несколько строф, а потом дорабатываю…
В январе шла с районного мероприятия «Литературные чтения» и увидела радугу в небе! Зимой!… Это было красиво и удивительно. И пока я дошла домой, сразу сочинила стихотворение. Позже я изменила лишь одно слово. А иногда –стопор.
Писала стихотворение к 9 мая. Первые строчки сразу пришли в голову.
«Распространённой вопреки примете
Снаряды падали в воронку дважды.
Земля горела на родной планете,
Когда война вошла в наш дом однажды.
И-все! Стопор! Это было 2 года назад. Даже поделилась своей проблемой с В.П. Олейником. Он сказал, что и у него так бывает.
Недавно я закончила это стихотворение, найдя достойное продолжение.
-Валентина Федоровна, приходилось ли вам переживать творческий кризис? И как, если не секрет, справляетесь со «взлетами и падениями музы»?
Ответ: Творческий кризис есть у каждого. Но я считаю это громким определением для себя. Если бы я была зависима от издательств, от каких-то обязательств, то было бы сложно. Но я абсолютно свободна. Не считаю перерыв в работе кризисом, это для меня временный отдых. Получается, что во время «падения» Музы я просто отдыхаю и отношусь к этому философски. Ну, а если уж случаются, «взлеты» Музы, то сразу же беру листы бумаги и ручку и записываю все, что мне «диктует» Муза.
-Вы пишете каждый день или по настроению?
Ответ: Нет, не каждый день. Я пишу только тогда, когда есть что писать и о чем писать. Я могу сидеть у компьютера, решать кроссворды или же читать книгу, ходить в гости и т.д. И вдруг!…. Я не могу точно объяснить этого механизма действия.
-Валентина Федоровна, бывают ли моменты, когда вы обращаетесь к своему творчеству — перечитываете стихи? Есть ли у вас «любимчики» среди собственных произведений?
Ответ: Признаюсь, что бывают такие моменты…Иногда хочется обратится к раннему творчеству: что-то убрать или добавить. Найти другую рифму. И любимые стихи тоже есть. «Грибная осень», «Черно-белое кино», «Девчонка на лугу», «Помню май 45-того…», «Спартанцы в наше время», «Закружила зима запорошила…», «Домик в Таврическом». Их я перечитываю с удовольствием.
-Валентина Федоровна, расскажите, пожалуйста, как рождаются сюжеты ваших стихов? И что первично? Сюжет «приводит» за собой творческий поток или, наоборот, в потоке возникают сюжеты?
Ответ: Сюжет рождается из жизни. Видела, слышала, читала… Затем это воплощается в стихи. В какой-то-степени они автобиографичные. «Черно-белое кино» – я смотрела эти фильмы.
«Девчонка на лугу» – ну, кто из нас в детстве не вязал кольцо из травинок.
«Помню май 45» – по рассказам отца и матери.
«Спартанцы» – исторический сюжет, но он встречается и в жизни.
«Закружила зима» – была в зимнем лесу. И т.д.
Получается, что сюжет «приводит» за собой творческий поток.
-Насколько сильно на ваше творчество влияют окружающие вас люди?
Ответ: Бывает, что влияет. Поддержка нужна. У меня есть одноклассники, друзья детства, мои ученики, родственники, которые знакомы с моим творчеством. Их положительная оценка меня радует. Но есть и критика. Очень люблю критику! Она бодрит! Она заставляет мысль работать, оттачивать свое мастерство. Она мобилизует. Когда только хвалят, то расслабляешься и не замечаешь своих ошибок. Таким моим критиком-другом является В.Г. Останина. Замечания дельные, я их принимаю и учитываю.
–А насколько для вас важно признание читателей?
Ответ: Признание читателей очень важно, но я не в курсе, есть ли оно… Чаще мне говорят хорошие слова о моей декламации стихов. После различных конкурсов, выступлений, вечеров, концентров ко мне подходят незнакомые и знакомые люди и говорят, что им нравятся стихи в моем исполнении. Но я считаю это просто знакомством с моим творчеством. Думаю, что читателей мало. Существуют только публикации в газете и единственный тоненький сборник стихов. Он первый и не настолько совершенен, чтобы его читать, читать и читать…
-Валентина Федоровна, вы часто проводите литературные вечера, на которых читаете свои стихи. Как вы относитесь к тому, когда другие люди читают ваши произведения?
Ответ: Свои стихи читаю на библиотечных мероприятиях с удовольствием. Мне кажется я доношу слушателям смысл произведений. Другие люди не читали моих стихов, т.е. не декларировали… Единственный раз это было у вас в библиотеке на мероприятии посвящённому Дню рождения района. Читал мальчик Женя. Я не присутствовала на этом мероприятии и не слышала его. Я очень рада, что мое стихотворение читали вслух, отношусь к этому положительно и хотела бы услышать.
-Есть ли у вас какое-то изречение или цитата, которая помогает вам в сложные моменты?
Ответ: Есть замечательное выражение Ф.М. Достоевского «Я хочу хоть с одним человеком обо всем говорить, как с собой…» Чем оно помогает? Когда я пишу стихи, мне кажется, что они настроенные на одну волну со мной и поймут меня и услышат. Чаще я стараюсь следовать и совету Ф.М. Достоевского – Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений». Следуя этому совету, ко всему стараюсь относится философски.
Можно сгореть в пламени обид и не успеть обратиться к людям с хорошими стихами.
-Анна Ахматова описала вдохновение как гостью «с дудочкой в руке», перед которой все почести мира — ничто. А какой образ для вдохновения придумали бы вы?
Ответ: В виде воздушной феи с волшебной палочкой.
А вдохновение, как фея,
Всегда приходит налегке.
Подправит рифму не жалея
Волшебной палочкой в руке.
-Валентина Федоровна, как вы считаете, нужно ли участвовать в литературных конкурсах? Расскажите, пожалуйста, о вашем личном опыте.
Ответ: В литературных конкурсах надо участвовать! Это мое глубокое убеждение!!! А как еще люди узнают о тебе, о твоем творчестве? Конкурсы- возможность заявить о себе, стимул для развития творчества, для его улучшения. Интересно знать, как оценивают твое творчество уважаемые члены жюри. Начиная с 2012 года. Я каждый год участвую в районном фестивале –конкурсе «Рябининская осень». Отношусь с уважением к такому важному событию. Думаю, что это участие помогает мне более серьезно относится к своему творчеству. Прошло 7 лет прежде чем я стала Лауреатом премии К.А. Рябинина.
-Сейчас магазины переполнены книгами, в которых раскрываются секреты писательского мастерства. Стоит ли тратить время на такие пособия? Если вы считаете, что эти книги полезны, можете порекомендовать что-то из прочитанного вами?
Ответ: У нас в селе нет книжных магазинов, да и в районе не замечала. В городе бываю редко, да и не знала, что есть такие пособия. По крайне мере я к ним не обращалась. Считаю, что у человека есть выбор – пользоваться или нет такими пособиями. Кстати, вы меня заинтересовали, я посмотрю эти пособия в библиотеке. Если они грамотны литературно, то могут и помочь. Особенно молодым авторам. НА одном из конкурсов молодая девушка-автор читала свое стихотворение. Чудесное, лиричное, но резало слух «щебетание птиц». НЕ сложилось в рифму. Читая, девушка сама запиналась в этом месте. Позже я подошла к ней и предложила другую форму слова для рифмы т.е. «щебет». Реакция девочки была замечательной-она улыбнулась, поблагодарила. Вот ей пособия безусловно бы помогли. Да я сама с удовольствием их посмотрю. За 7 лет, что я пишу стихи, единственным моим пособием была старенькая, потрепанная (видимо, пользующаяся спросом) книга, которую мне приносила В.Г. Останина. Я с ней глубоко познакомилась и проработала. «Основы стихосложения».
-Какой совет вы бы дали начинающему писателю?
Ответ: Не люблю высовываться и поучать. Мне кажется, что я не имею право вмешиваться в процесс творчества. А вот когда обращаются, за помощью, я с удовольствием помогаю, уделяю время. Могу исправить выражение, подсказать рифму. А посоветовала бы больше читать классиков, работать над рифмой, искать созвучие. А самый главный совет-перечитывать свое написанное произведение в слух!
-Каким образом писатель может развиваться, оттачивать свой стиль?
Ответ: Признаться, я не знаю… Каких-то специальных обучающих программ нет. У меня столько ляпов и ошибок бывает при написании, а спросить не у кого… Ценные замечания мне сделал Б.А. Сеченов, но это было давно. На одном из заседаний клуба «Поэзия» я считала свои стихи. С пафосом призывая беречь природу и т.д. Борис Александрович сказал, что нельзя употреблять при написании слова «остолоп», «душа урода», «рожа». Поэзия их не приемлет. Иногда делает замечания В.Г. Останина. Замечания я воспринимаю, они помогают оттачивать стиль письма. Для себя лично я все же написала стихотворение с «уродами». Не для печатанья.
Красавицей до свадьбы называл…
А после свадьбы все наоборот.
«Уродиной все чаще называет
А то и вовсе коротко – «урод»…
Хотелось бы развиваться на конкретных советах и рекомендациях, но пока стараюсь просто читать хорошие стихи хороших авторов и обязательно классиков нашей поэзии.
-Валентина Федоровна, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
Ответ: Всем читателям я желаю не забывать нашу книгу! Читая книгу, перелистывая ее страницы, испытываешь умиротворение, какую-то особую радость от общения с произведением, расширяешь свой кругозор и являешься связующим звеном между книжным миром и реальностью. Об умном, грамотном и успешном человеке, который к тому же является эрудитом, всегда говорят «начитанный».
-Предлагаю Вам стать футурологом и ответить на вопрос «что же будет дальше с поэзией в России и мире?»
Ответ: Поэзия будет всегда! Человек пишет стихи, когда влюблен, когда видит и чувствует прекрасное, когда хочет раскрыть свою душу. О будущем поэзии говорит и то, что у нас в библиотеке района есть клуб молодых авторов «Радуга». Будущее за ними, за их поэзией!
Беседу вела Ольга Козыряцкая