Итоги года
В библиотеках района
Трудился 60 библиотечных специалистов.
Количество штатных единиц – 46.5 Уровень нагрузки на одну штатную единицу составил:
по количеству читателей – 504;
по количеству выдачи документов – 11507;
по количеству посещений – 4717.
По уровню образования библиотечных работников МУК «ТЦМБ им. Рябинина К.А.» состав выглядит следующим образом:
специалистов с высшим образованием 5;
специалистов со средним специальным образованием 38;
По стажу работы состав:
– до 1 года – 9; от 1 года до 3 лет – 4; от 3 лет до 6 лет – 11; свыше 25 лет – 12.
Преобладающей категорией по стажу работы являются библиотекари, работающие от 10 до 25 лет и свыше – 21 человек, (около 50% от общего состава).
Библиотекари Таврического района активно ведут общественно – политическую работу.
В течение года
Так, в течении года заведующие фиксировали в «Записной книжке руководителя библиотеки» такие темы: «Требования к написанию и оформлению актов», «ГОСТЫ», «Картотека отказов», «Правила выбытия документов из фонда».
Для творческих и инициативных библиотекарей два раза в год была организована Школа инновационного мастерства «Продвижение» по темам: «Арт-руководитель в клубе по интересам: новые трансформации» и «Выставка: новые поиски оформления».
Для вторых сельских библиотекарей состоялась Библиолаборатория«Новации и традиции в организации работы с читателями» по теме «Социолог и психолог в библиотеке». В библиолаборатории были рассмотрены проблемы библиотечной психологии, раскрывающие взаимоотношения библиотекаря и читателя, а также механизмы взаимодействия с читателем, профессиональные навыки воздействия на окружающих. В завершении занятия провели тестовое задание, позволяющие определить психологическую компетентность библиотечного специалиста.
Семинар – групповое практическое занятие, для повышения квалификации эффективно используется в нашей библиотеке. Характерными особенностями семинаров являются периодичность, групповой формат, заданность темы, предварительная подготовка сообщений. В этом году были проведены два семинара.
В последние годы стали больше внимания уделять на семинарских занятиях проблемам библиотечного маркетинга, рекламы, дизайна, имиджа библиотек. И эта работа приносит положительные результаты.
В современных условиях идея непрерывного образования имеет особое значение для профессиональной подготовки библиотечных работников Таврического рай она. Информатизация общества, внедрение новых технологий, реформы местного самоуправления, расширение функций библиотек в новых социально-экономических условиях диктуют особые требования к качеству подготовки библиотечных кадров. Возрастает потребность библиотек в специалистах нового типа, обладающих высоким уровнем профессионализма, широким кругозором, владеющих компьютерными технологиями, умеющих ориентироваться в меняющейся обстановке, стремящихся овладеть новыми знаниями.
В 2011 году начала работу целевая программа профессионального развития персонала библиотек в условиях модернизации библиотечного дела на 2011-2015 г. «РОСТ», которая играет огромную роль в повышении профессиональных знаний библиотекарей. Задачи, к решению которых мы стремимся, в большинстве своём традиционны. И всё же назовём их:
Оптимизация модели профессионального развития библиотечных кадров;
Проведение мониторингов состояния библиотек района;
Актуализация и обновление комплекса теоретических знаний и умений библиотекарей района для совершенствования их практической деятельности;
Выработка у библиотекарей навыков выявления оценки библиотечных инноваций и внедрение их в работу своих библиотек;
Организация профессионального общения библиотекарей района;
Контроль за библиотекарями района по выполнению целевых показателей экономической и социальной эффективности в рамках реализуемой программы.
Осуществление методического консультирования специалистов муниципальных библиотек района по всем направлениям библиотечной деятельности.
Знакомство с областным, российским, мировым инновационным опытом библиотечных сотрудников.
Осуществление издательской деятельности.
Тематическое содержание разделов программы профессионального развития зависит от многих факторов. Один из основных – пожелания и профессиональные интересы библиотекарей. Выявляются они с помощью устных и письменных опросов, в которых присутствуют, например, такие вопросы: «Какие формы профессионального общения Вы считаете наиболее удачными», «Какие темы хотели бы включить в Программу» и т.д. Конечный вариант Программы принимается всем коллективом.
За год действия программы успешно использовались самые разные формы повышения квалификации:
Цикл уроков информационной грамотности «Электронный каталог: от теории к практике»;
Класс для библиографа «Справочно-библиографическое обслуживание пользователей с использованием поисковой системы ИНТЕРНЕТ»;
Цикл уроков сайтостроения «Виртуальная библиотека»;
Мастер-класс от специалиста Консультан Плюс Жуковой О.Г. для библиотекарей Таврической центральной межпоселенческой библиотеки им. Рябинина К.А. «КонсультантПлюс: новые технологии в действии».
Адаптация начинающих библиотекарей к профессии проходила в Библиоклассе для начинающих «Перспектива». В библиоклассе двухгодичное обучение проходят библиотекари без профессионального образования по специальной программе. Результаты обучения таковы. В первой группе обучаются 4 библиотекаря с 2011 года по 2012 год ; вновь набранный библиокласс откроет свою работу с января 2012 года по 2013 год, в нем будут обучатся 5 библиотекарей. За 2011 год обучения в библиоклассе начинающие библиотекари освоили «Работу с учетными документами», «Формы обслуживания читателей», «Работу с фондом», «Оформление библиотеки», «Планирование и отчетность», «Формы массовой работы», «СБА в библиотеке».
Постоянно совершенствуется система организации стажировок библиотечных работников на базе центральной библиотеки. Темы стажировок самые разнообразные: «Использование массовых форм работы в обслуживании читателей»,«Организация работы с читателями», «Ведение документации в библиотеке», «Библиографическое описание документов».
Модернизация профессиональных знаний, навыков, умений заведующих библиотеками проводилась в передвижном учебном центре «Колледж на колесах». В этом году таких учебных выездов состоялось два.
Второй – по теме «Работа библиотек с органами МСУ» на базе Луговской поселенческой библиотеки (зав. Г.А. Лакеева).
Кроме этого, постоянно должна быть форма актуализации знаний для группы «заведующие библиотеками». Профессионалы должны изучать новые стандарты, инструкции и положения федерального характера, обсуждать статьи профессиональной периодической печати, заслушивать отчеты сотрудников библиотеки, возвратившихся из командировок.
Семинар «Реклама в библиотеке» состоялся на базе МУК «ТЦМБ им. Рябинина К.А.». Библиотекари подготовили выступления по таким темам, как: «История возникновения рекламы», «Виды рекламной деятельности», «Каналы распространения рекламы», «Паблик рилейшинз как часть рекламы»,«Успешный брендинг: эмоции+воображение», «Черный, белый, розовый пиар: их характеристики», «Маркетинг в библиотеке», «Законодательное обеспечение рекламной деятельности». Успешным практическим опытом работы рекламной деятельности поделились зав. Харламовской библиотекой Е.Д.Васюта по теме «Библиотечная газета – инструмент продвижения библиотечных услуг», зав.Карповской библиотекой Т.В.Дубинина по теме «Программа модернизации Карповской библиотеки – реальный шаг в информационное пространство и продвижение библиотеки вперед». В завершении семинара для библиотекарей района состоялась презентация сайта Таврической центральной межпоселенческой библиотеки им. Рябинина К.А. (www.tavrlib.ru).
Хорошим толчком для творчества становятся областные семинары, проводимые на базе муниципальной библиотеки. Интересным и познавательным стал семинар организованный специалистами Омской областной библиотеки для детей и юношества З.П.Гурьян, В.И.Щинниковой по темам: «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка» и «Оценка эффективности деятельности библиотеки».
С 7 по 21 ноября 2011 года на сайте Областной библиотеки для детей и юношества в виртуальном режиме проходило очередное занятие Школы библиотечного мастерства «Духовно-нравственное воспитание детей и юношества». Библиотекари центральной библиотеки им. Рябинина К.А. приняли в ней участие и охотно поделились с коллегами своими творческими наработками.
Также Областная библиотека для детей и юношества организовала 22 ноября семинар «Социализация молодежи в условиях современного общества: место и роль библиотеки». В данном семинаре зав. отделом библиотечных инноваций и информационных технологий Таврической центральной библиотеки им. Рябинина К.А. О.В. Торчило выступила по теме «Информационная поддержка чтения молодежи Таврического района как фактор целенаправленного формирования жизненных ориентиров». Самообразование библиотекарей – одна из действенных форм повышения квалификации. Основные формы самообразования библиотекарей: часы полезной и интересной информации «Информационные вторники», где делается подробный обзор статей из журналов«Библиотека», «Библиополе» и рекомендации по использованию их в работе библиотек; посещение библиотечных сайтов; неформальное общение с коллегами; Дни открытых дверей «Наша информация – Ваш успех».Для библиотекарей района в методическом отделе была разработана методическая выставка с разделами «Библиотеки Таврического района», «Профессия, обязывающая ко многому…», «Наша информация –Ваш успех», «Издания для профессионалов».Методическая выставка в действии Обобщение опыта работы библиотек. Эта направление не только активизирует профессиональное мышление специалистов, но и позволяет сформировать банк передового опыта. Ярким примером являются: Ежегодный Фестиваль «Таврические библиотечные инициативы». В этом году состоялся ХVI Фестиваль «Таврические библиотечные инициативы» под названием «Библиотеки Таврического района – детям» (приуроченный к Году ребенка в Омской области). В конкурсе принимали участие все библиотекари Таврического района. Цель Фестиваля – поддержка библиотек, работающих с детским населением и продвижение книжной культуры среди детей и подростков Таврического района. Мы взрослые не должны забывать, что дети – это абсолютна особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут. Каждый, кто становится родителем, рано или поздно задумывается о том, как непросто воспитать из ребёнка личность. Эта проблема вечна – неудивительно, что о ней задумывались даже древние философы. Поддержка детского чтения сегодня общая задача библиотекарей. Ежегодный Фестиваль стал настоящей школой библиотечного мастерства, передового опыта, центром распространения всего лучшего в библиотечной практике. По итогам голосования Победителем Фестиваля в номинации «Лучшее мероприятие приуроченное к Году ребенка в Омской области» стала зав. Харламовской библиотекой Е.Д.Васюта, второе место в номинации ««Лучшее инновационное мероприятие приуроченное к Году ребенка в Омской области» завоевала зав. Карповской библиотекой Т.В.Дубинина, третье место в номинации «Лучшее креативное мероприятие приуроченное к Году ребенка в Омской области» досталось зав. Любомировской библиотекой Л.Я.Филимоновой. По решению жюри Фестиваля было решено наградить поощрительными номинациями «Удачный дебют» – библиотекаря Новоселецкой библиотеки Е.Н.Коновальчук, «Прорыв года»- библиотекаря Побединской библиотеки С.Н.Кужелеву, «В диалоге с социальными партнерами» – зав. Сосновской библиотекой Л.И.Пстыга.
Конкурс «Библиотека года-2011» по итогам лучших показателей;
Смотр- конкурс библиотек Таврического района на лучший материал об истории библиотек «В лицах. Цифрах. Фактах».
Творческие конкурсы были продуктивными и содержательными, способствовали раскрытию творческого потенциала библиотекарей, позволяли под нетрадиционным углом зрения рассмотреть традиционную библиотечную проблему. Главный результат конкурсов – богатые практические наработки, пакеты творческой продукции по темам. Индивидуальное и коллективное участие библиотекарей в конкурсах по возможности
стимулировалось, привлекались муниципальные средства, средства спонсоров.
Ежеквартальная сдача сельскими библиотекарями отчетов трансформировалась в Дни профессионала. По итогам сдачи информационных и цифровых отчетов за полугодие и за год выявляем рейтинг «Великолепная десятка». Лучшие годовые отчеты выставляются на методической выставке.
Все смелее библиотекари начали пробовать свои силы в проектной деятельности. В Любомировской библиотеке была принята целевая краеведческая программа на 2011-2015 годы «Любомировка – от прошлого к настоящему»; в краеведческом направлении поможет усовершенствовать работу Прииртышской библиотеки целевая программа «Библиотека – центр историко-краеведческой информации «Прииртышье мое» на 2011-2015 гг.; зав. Копейкинской библиотекой Л.В. Чернявская разработала программу «В библиотеку – всей семьей», которая создаст условия для возрождения семейного чтения на 2011-2014 годы; в поддержании семейного чтения продолжит работать также Сосновская библиотека по программе «Библиотека – Центр семейного чтения» на 2011-2014 годы; повысить читательский интерес к проблемам экологии родного края, сформировать экологическое мировоззрение, воспитания любви к родной природе, краю будет способствовать программа Харламовской библиотеки «Библиотека-центр эколого-краеведческой информации» принятая на 2011-2014 годы; в Карповской библиотеке на 2012-2017 годы принята программа «Для сердца и разума» в помощь развитию и поддержке общественного интереса к чтению и книге; Пристанская библиотека будет повышать престиж чтения через программу «Время – читать!» на 2011-2015 гг.;
Для специалистов библиотек в 2011 году изданы информационно-методические материалы:
«Лесков Николай Семёнович: 180 лет со дня рождения»;
«Крупнейшие библиотеки России. Общественные библиотечные организации»;
«Календарь знаменательных и памятных дат -2012»;
«Оригинальные идеи для библиотекарей Таврического района».
В 2011 году на сайте библиотеки разработали вкладку «Коллегам» с разделами: «Программы», «Итоги года», «Положение о конкурсах»,«Полезные ссылки», «Профессиональные журналы on-line», «Сельские библиотеки».
В течении лета состоялись методвыезды в сельские библиотеки района: проверка состояния СБА, библиотечной документации;
передача книжного фонда; фронтальная проверка; библиотечный рейд по
учету и сохранности библиотечных фондов; проверка работы по
программе…; переезд библиотеки в другое помещение; оформление
интерьера библиотеки.
В отчетном году проводились заседания Методического совета с целью совершенствования организации и координации методической работы библиотеки, выработки единых решений, повышения эффективности и качества методической работы.
Темы заседаний и вопросов Методического совета в 2011 году:
вопросы и решения по проверке библиотечного фонда;
реализация плана 2011;
формирование организационной культуры;
связь с общественностью и формирование имиджа.
Профессиональная подготовка и переподготовка проходит под девизом «Непрерывное профессиональное образование – пропуск в изменяющееся общество». В 2011 году продолжат обучение в техникуме – 12 человек; ОМГУ – закончил 1 человек, продолжат обучение – 4. Для этой категории библиотекарей практикуется библиотечное репетиторство: консультации, рекомендации, предоставление возможности прохождения практики.
В результате внедрения в работу библиотек новых информационных технологий возникла объективная потребность в обучении персонала. В связи с этим прошли обучение пользователей ПК в ОМБТ 9 библиотекарей Таврического района получившие комплекты компьютеров по программе.
В дальнейшем зав. сектором библиотечных инноваций и информационных технологий П.И. Овчаренко разработал курс практических занятий по обучению работников библиотек компьютерной грамотности в рамках действующей при центральной библиотеке ШКОЛЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ«МОДЕРАТОР». Это очень большое достижение, ибо на ранних этапах автоматизации 90% персонала сельских библиотекарей совершенно не представляли, как работать с компьютером. Практики массового обучения работе с ПЭВМ не существовало, что и вызвало необходимость развития системы обучения сотрудников непосредственно в библиотеке.
Программа школы динамична, она постоянно изменяется, в нее вносятся новые актуальные темы для изучения.
В 2011 году на теоретико-практических занятиях компьютерной грамотности библиотекари изучили темы: «Понятие персонального компьютера», «Текстовые редакторы. Работа со служебными программами», «Работа с глобальной сетью Интернет».
В настоящее время практически все сельские библиотекари, которые обучаются в Школе компьютерной грамотности «Модератор» демонстрируют следующие результаты:
• владеют основами эксплуатации современных средств автоматизации;
• осваивают различные виды сервиса Интернета для пользователей.
В 2011 году библиотекари МУК «ТЦМБ им. Рябинина К.А.» стали:
• Победителями областного конкурса профессионального мастерства «Библиотека как территория творчества» организованного ОМБТ в номинации«Пресс-досье» (участник зав. отделом библиотечных инноваций и информационных технологий Торчило О.В. ТЦМБ им. Рябинина К.А.);
• Приняли участие в конкурсе интернет сайтов «Самый лучший сайт -2011» в номинации «Лучший информационный сайт» результаты которого будут известны в конце января 2012 года;
• Таврическая центральная детская библиотека приняла участие в первом Фестивале детских библиотек Омской области, заняла первое место в номинации «Библиотека на карте Омской области».Заведующая Центром информационной поддержки детей и родителей Таврической центральной детской библиотеки Лычкина Н.В. стала призером в номинации «Библиотекарь – лидер чтения».
-Л.Я. Филимонова зав. Любомировской библиотекой депутат Любомировского поселения, входит в социальную комиссию;
– Т.Я. Железняк библиотекарь Березовской библиотеки избранна депутатом Любомировского сельского поселения, является председателем Любомировского женсовета;
-Т.А. Боль библиотекарь Новобелозеровской библиотеки председатель профсоюзного комитета Ленинского сельского поселения;
– Л.И. Пстыга зав. Сосновской библиотекой является членом комиссии по патриотическому воспитанию молодежи при Администрации Сосновского сельского поселения;
-Т.В. Дубинина зав. Карповской библиотекой секретарь первичного отделения партии «Единая Россия» Карповского поселения, член совета профилактики, ведет общественную приемную партии «Единая Россия», председатель избирательной комиссии Карповского поселения;
-Е.Д. Васюта зав. Харламовской библиотекой председатель женсовета Харламовского поселения, председатель профсоюзного комитета Харламовского Дома культуры;
-Т.Н.Байтуякова библиотекарь Баландинской библиотеки состоит в инициативной группе по газификации деревни Баландино;
– Н.В. Васько библиотекарь Пристанской библиотеки председатель профсоюзного комитета Пристанского Центра культуры;
-Т.А. Степанова зав. Пристанской библиотекой секретарь избирательной комиссии Пристанского сельского поселения;
-Л.В. Ярухина зав. Неверовской библиотекой председатель родительского комитета Неверовской школы;
-Г.В.Мутовина зав. Новоуральской библиотекой является секретарем участковой избирательной комиссии, председатель ТСЖ.
Итак, определённые положительные результаты на пути поиска эффективных форм повышения квалификации общими усилиями наших сотрудников достигнуты. Но мы и не думаем останавливаться. Мы помним о том, что процесс повышения квалификации должен быть постоянным и последовательным. Тем более что искать новые идеи для собственного профессионального развития очень увлекательно!
Все перечисленные формы способствовали росту профессионального мастерства, расширению контактов, приобретению нового опыта. Практика показала, что в
настоящее время в условиях реформирования системы образования, преобразований в библиотечном деле, внедрения автоматизированных технологий только
опережающее методическое обеспечение способно дать дальнейший импульс для совершенствования библиотечной работы.
Добавить комментарий